Гердер Иоганн Готфрид

Гердер Иоганн Готфрид
\
Гердер: антипросветительская концепция языка и истории
\
    Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803), ученик Канта, начинал как сторонник движения «Бури и натиска». С 1776 г. он обосновался в Веймаре. Проповедник, поэт, переводчик, эрудит и мыслитель, он разработал четыре темы: 1) новую интерпретацию языка; 2) новое понимание истории; 3) попытался примирить спинозизм и теизм; 4) идею христианства как всечеловеческой религии.
    1. Говорят, Гумбольдт основал современную лингвистику, но с таким же успехом это можно сказать и о Гердере. «Трактат об источнике языка» содержит оригинальный взгляд на язык как на нечто не только конвенциональное или коммуникативное, но и специфичное для природы человека. Человека отличает от животного «рефлексия», именно она образует язык, закрепляющий моменты подвижной игры ощущений. Поэзия глубочайшим образом натуральна, она древнее прозы, ибо последняя предполагает логическое опосредование. Язык фиксирует шаткие ощущения, давая человеку выразительные средства, названия его открытий. Более того, сам человек — творение языка. «Не по воле лиры Антифона росли города, — читаем мы в "Идеях к философии истории", — и не мановением волшебной палочки пустыни стали цветущими садами, но с помощью языка, великого общительного начала, люди объединились в радости и любви для созидания. Язык основал законы и связал: только через язык стала возможна история человечества как наследование форм сердечности и любви. И сегодня вижу героев Гомера и слышу плачи Оссиана, всех, чьи тени давно исчезли с лица земли. Я чувствую их дыхание, фигуры их передо мной, а голос ушедших звенит в моих ушах: я внимаю их мыслям, погруженным в молчание веков. Все, что изобрел человеческий дух, алмазы мудрости далекой античности, приходит ко мне через язык и благоволение Провидения. Моя душа и мысль моя в одной связке с душой и мыслью первого и, кто знает, может, и последнего человека на земле; короче говоря, язык — отличительная черта нашего разума, с ним разум обретает форму и распространяется».
    2. Совершенно непохожей на просветительскую выглядит гердеровская философия истории. Поскольку природа — организм, развивающийся согласно финалистскому проекту, то и историю можно объяснить только в рамках этого проекта, где всем правит Бог. История, таким образом, по необходимости реализует цели Провидения и Бога, и прогресс движет не воля человеческая, а Бог, ведущий человечество к реализации целей во всей полноте. В историческом пути каждая фаза имеет собственный смысл. В противовес просветительской идее государства Гердер выдвигает понятие «народа» как живого органического единства.
    3. Предполагает ли такое понимание истории Бога-творца, личностного и трансцендентного, или это имманентный Бог? При ответе на вопрос Гердер колеблется между позициями Лессинга и Спинозы. Пытаясь «спасти» последнего, он не растворяет Бога как субстанцию в природе, и все же его трактат о Боге полон апорий и неопределенностей.
    4. Наконец, для Гердера характерно понимание христианства не как одной из религий, а как религии всего человечества. Но и в этом он не свободен от двусмысленностей: личность Христа он не сводит к идее или символу, подчеркивая, что как человек он вел совершенный образ жизни.
    Многие из понятий Гердера под пером Гегеля обретут новую жизнь и достаточно долгую славу.

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Гердер Иоганн Готфрид" в других словарях:

  • Гердер, Иоганн Готфрид — Иоганн Готфрид Гердер Johann Gottfried Herder Дата рождения …   Википедия

  • Гердер Иоганн Готфрид — (Herder) (1744 1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764 1769 пастор в Риге, с 1776  в Веймаре, теоретик «Бури и натиска», друг И. В. Гёте. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и… …   Энциклопедический словарь

  • Гердер Иоганн Готфрид — Гердер (Herder) Иоганн Готфрид (25.8.1744, Морунген, Восточная Пруссия, ≈ 18.12.1803, Веймар), немецкий философ, писатель просветитель. По окончании теологического факультета Кёнигсбергского университета в 1764≈ 1769 был пастором в Риге. В… …   Большая советская энциклопедия

  • ГЕРДЕР Иоганн Готфрид — ГЕРДЕР, Хердер (Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803), немецкий философ, писатель просветитель. Тр. по философии, эстетике, в т.ч. «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1766—68), «Исследование о происхождении языка» (1772, п. 1909) …   Литературный энциклопедический словарь

  • ГЕРДЕР Иоганн Готфрид — (Herder, Johann Gottfried) (1744 1803), немецкий писатель и мыслитель. Родился 25 августа 1744 в Морунгене (Восточная Пруссия). Сын школьного учителя. В 1762 был зачислен на теологический факультет Кенигсбергского университета. С 1764 учитель в… …   Энциклопедия Кольера

  • Гердер, Иоганн Готфрид — (фон Гердер), инспект. училища св. Петра в СПб., писатель; р. 26 авг. 1744, † 18 дек. 1803 г. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гердер Иоганн Готфрид — …   Википедия

  • ГЕРДЕР Иоганн Готфрид — (1744 ? 803) нем. философ просветитель. Г. с пантеистич, позиций критиковал традид. теологию, учение о нематериальности души, отрицал творение мира из ничего, первород. грех, релит, нетерпимость. Подходил к мысли о ес теств. происхождении жизни и …   Атеистический словарь

  • ГЕРДЕР Иоганн Готфрид — (1744 1803) нем. философ просветитель, эстетик, писатель, участник движения «Буря и натиск», выросшего на почве нем. Просвещения, друг Гёте. Систематического изложения эстетики не оставил, но в ряде работ сформулировал нек рые основополагающие… …   Эстетика: Словарь

  • Гердер, Иоганн-Готфрид — (1744 1803) известный немецкий историк и философ. Его наиболее крупным и важным произведением являются Идеи по философии истории человечества . /Т. 8/ …   Исторический справочник русского марксиста


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»